категории

Размер шрифта

+
0
-

Ширина колонки

+
0
-
настройки
На главную
Наше расширение для Chrome Мы Вконтакте Наш Твиттер Мы в Google+ Мы на Одноклассниках Мы на Facebook
Автор: Евгений; Дата публикации: 06.04.2017; Категория: интересная история; Теги темы: интересно знать, мега проекты ссср;

Проект «Синяя Птица»

Представьте себе поисково спасательный комплекс, который может проехать вообще везде? От автомобильных дорог общего пользования, до непроходимых болот и многометрового снега? Именно такой поисково-спасательный комплекс, разработанный в 70-х годах и по некоторым данным находящимся в работоспособном состоянии до сегодняшнего дня, мы рассмотрим в сегодняшней публикации.

Комплекс "Синяя птица"

Началось же все, по словам главного конструктора СКБ И.И. Сальникова, с неудачной посадки «Восхода-2». В 1965 году его экипаж, в составе Павла Беляева и Алексея Леонова, попал в переплет. Мало того что первый выход в открытый космос прошел с осложнениями, при посадке отказала автоматическая система, и Беляеву пришлось сажать корабль вручную. В итоге вместо привычных казахстанских степей — пермская тайга, из которой экипаж вытаскивали двое суток. Да и то эвакуация состояла в том, что космонавтам пришлось встать на лыжи и по глубокому снегу выйти на поляну, откуда их смог забрать вертолет.

Часть 1. История разработки

Погрузка ЗИЛ-2906Тогда Сергей Королев и обратился к Владимиру Грачеву, основателю и первому руководителю СКБ, с просьбой сделать машину, которой было бы нипочем любое бездорожье. Сергей Павлович знал, к кому обратиться: Грачев и его команда начиная с конца 50-х годов работали над созданием автомобилей специального назначения. В том числе и таких, которые предназначались для доставки на стартовые позиции баллистических ракет по любому бездорожью. Очень часто при разработке транспорта высокой проходимости ставку делают на гусеницы. Испробовали этот вариант и в СКБ. Гусеницы испытывали и металлические, и резиновые, и совсем уж необычные. Представьте себе десятка два полых цилиндров-катков, соединенных эластичной цепью. Катки перемещаются, словно траки гусеницы, и, опираясь на них, машина движется хоть по суше, хоть по воде.

Но всё же на какое-то время остановились на шнекороторном варианте. В теории такая техника была способна забрать с места посадки экипаж и даже утащить за собой посадочный модуль. Но что делать, когда шнекоротор доберется до твердой поверхности, двигаться по которой не умеет? Снова вызывать вертолет? А если нелетная погода? Или подгонять огромный прицеп, который еще нужно как-то доставить? Подобные схемы выглядели непреемлемыми. Но идея применения "шнека" была рождена другим драматичным эпизодом с космонавтами: однажды спускаемый модуль упал в замерзшее озеро, пробив лед, а выходной люк оказался под водой. Тонкий ломающийся лед представлял проблему для любого известного на тот момент вездехода, и люди едва не погибли. Поэтому работы по "шнеку" в СКБ не останавливались.

Было решено разрабатывать оба варианта параллельно. Именно в те годы формировалась знаменитая грачёвская школа конструирования вездеходов, предполагавшая принципы: минимальный вес, шины максимально возможного размера, наибольший дорожный просвет, система централизованного изменения давления в шинах, нецентральные колесные редукторы, бортовой блокированный привод всех колес, передние и задние поворотные колеса, независимая торсионная подвеска, герметичные тормоза, бензиновый двигатель, максимальный динамический фактор, сверхнизкая устойчивая скорость. Так же для специфических нужд поисково- спасательных операций на грузовой площадке машины был установлен кран на 3,5 тонны, а по воде вездеход двигался с помощью водомета.

Часть 2. «Синяя Птица»

Уже в мае-июне 1975 года были созданы первые экземпляры машины, которая войдет в состав комплекса "Синяя птица". Машину сразу проектировали в двух вариантах - грузовом ЗИЛ-4906 (испытатели называли его "Кран") и пассажирском ЗИЛ-49061 ("Салон"). Второй вариант вмещал 4 человека в кабине, имел 4 сиденья и 3 пары носилок в салоне. Пассажирский отсек был оснащен медицинским оборудованием, отсеками для провианта, модернизированной климатической установкой и мог обеспечить полностью автономное пребывание людей в течение 3 суток.

кузов ЗИЛ-49061Все три оси получили независимую торсионную подвеску, а тормозные механизмы стали дисковыми. Благодаря колесным редукторам удалось получить просто огромный клиренс - 590 мм! Управляемые колеса - передние и задние, причем гидрообъемный рулевой механизм обеспечивает запаздывание поворота задних колес и автоматическую коррекцию этого запаздывания для улучшения управляемости. Давление в шинах регулируется с места водителя. Для движения по воде вместо водомета применили пару гребных винтов с надежным приводом от "раздатки". На плаву машина развивает 8 км/ч, на земле - до 75 км/ч. Максимальный расход бензина составляет 75 л/100 км, а хранится топливо в двух баках по 260 литров каждый. Эта техника позволяла спокойно двигаться по глубокому снегу, болотам, пескам, преодолевать широкие рвы и почти исключала условия, при которых можно застрять. Но все же абсолютной проходимости обеспечить не могла.

И там, где проходимости основной машины было недостаточно- в дело вступал грузовой вариант! Этот вариант вездехода мог выполнить две функции. Это утащить спускаемый модуль с места посадки, а так же, что более важно, он перевозил компактный шнекоротор- ЗИЛ-2906! Он способен проходить в любых условиях, где не проходят колёсные вездеходы.

ИЛ-29061 имел шнекороторные движители, которые приводились во вращение с помощью пары двигателей ВАЗ мощностью 70 л.с. каждый через две основные коробки передач, связанные с двумя вспомогательными КПП и бортовыми редукторами через две карданные передачи. Управляя вращением винтов-шнеков, водитель мог заставить машину двигаться в любом направлении - вперед, назад, вбок, поворачивать по дуге или разворачиваться на месте. Винты-шнеки были сделаны из прочнейшего и легкого алюминиевого сплава, алюминиевым был и корпус, в котором размещались агрегаты. Борта и кабина - из стеклопластика. ЗИЛ-29061 мог преодолевать 30-процентные подъемы, засыпанные метровым снегом, перемещаться по заросшим озерам, болотам и непролазному лесному бурелому. Мог развить скорость порядка 25 км/ч и имел запас хода на 4 часа. То есть, к примеру, по снегу мог преодолеть порядка 100 километров.


Уважаемые читатели, не забывайте, что на сайте действует система уведомления об ошибках и опечатках. Если Вы нашли в тексте ошибку или опечатку- просто выделите слово мышкой и нажмите ctrl + enter. Спасибо за понимание. Все мы люди, все мы ошибаемся! :)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях?
Буду благодарен! :)


Главная страница Наш блог Факты сайта
Коровы могут спасти человечество от ВИЧКоровы могут спасти от ВИЧО пользе нетерпения в отношенияхДва проявления - повышенная терпеливость и "взрывоопасность" - работают. Ученые представили первый телефон без батареиВ США изобрели первый мобильный телефон без аккумулятораИстория изобретения аквалангаКто и когда изобрёл акваланг?Почему интеллект — не главноеВ чем сила, брат: как мыслят гении, или почему интеллект — не главное? Аномия: усталое поколение Что такое аномия? Французский социолог Эмиль Дюркгейм заинтересовался этмим вопросом. Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 Электромобили ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751Пуля остановилась в сантиметре от сонной артерииРедкий случай: пуля остановилась в сантиметре от сонной артерии мужчиныКратер Дарваза, Туркмения«Ворота в ад», ТуркменияЛЭТ аккумуляторный мусоровозЛЭТ аккумуляторный мусоровоз СССР
Котик! :)