категории

Размер шрифта

+
0
-

Ширина колонки

+
0
-
настройки
На главную
Наше расширение для Chrome Мы Вконтакте Наш Твиттер Мы в Google+ Мы на Одноклассниках Мы на Facebook
Автор: Евгений; Дата публикации: 04.09.2016; Категория: Интересные места ; Теги темы: мега проекты ссср, чернобыль, заброшенная АЭС;

Заброшенная АЭС в Щёлкино (Крым)

Друзья, что вам приходит в голову первым, когда речь идёт о заброшенной АЭС? Конечно же Чернобыль! У нас на сайте уже не однократно были публикации на тему ЧАЭС, по этому данной публикацией я бы хотел открыть череду статей на немного другую, но смежную тему. Расскажу вам о других заброшенных АЭС. В частности сегодня речь пойдёт о Крымской АЭС, которая была закрыта именно после чернобыльских событий...

Крымская АЭС

Часть 1. История строительства.

щёлкиноИ так, начнём с того, что первые проектные изыскания будущей АЭС были проведены в 1968 году. Но стройка начата лишь в 1975. Станция должна была обеспечить электроэнергией весь Крымский полуостров, а также создать задел для последующего развития промышленности региона — металлургической, машиностроительной, химической. Проектная мощность Крымской АЭС 2 ГВт (2 энергоблока по 1 ГВт) с возможностью последующего наращивания мощности до 4 ГВт, — типовой проект предусматривает размещение на площадке станции четырёх энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000/320.

Стройка для правительства СССР была стратегически важной, по этому в ноябре 1980 года строительство АЭС объявлено Республиканской ударной комсомольской стройкой, а 26 января 1984 года — Всесоюзной ударной стройкой. После строительства города-спутника Щёлкино, насыпи водохранилища и вспомогательных объектов с 1982 года началось возведение собственно АЭС. От керченской ветки железной дороги была проложена временная линия, и в разгар строительства по ней прибывали по два эшелона стройматериалов в сутки. В целом строительство шло без существенных отклонений от графика с запланированным пуском 1-го энергоблока в 1989 году.

Однако... Неблагоприятная экономическая ситуация в СССР и катастрофическая авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года привели к тому, что к 1987 году строительство было сначала приостановлено, а в 1989 — принято окончательное решение отказаться от пуска станции. К слову говоря, есть свидетельство, что в начале 1990-х годов проводились изыскания, целью которых было «подогнать» дополнительное геологическое обоснование под закрытие Крымской АЭС. Хотя стоит вспомнить факт того, что к концу 1980-х годов ситуация в экономике СССР усугубилась настолько, что были свернуты практически все крупные стройки, как в энергетике, так и в промышленности, транспорте и градостроительстве.

Часть 2. Что осталось после стройки?

АЭС развалиныИ так, на момент окончательной остановки строительства готовность первого энергоблока составляла более 80 %, второго — 18 %. В реакторное здание первого энергоблока уже был поставлен и установлен на проектное место уникальный полярный кран. Именно с помощью этого крана должны были выполняться дальнейшие строительно-монтажные операции внутри реакторного отделения, а после окончания стройки- производиться работы по обслуживания ядерного реактора. Так же был установлен уникальный датский кран, который должен был произвести монтаж самого ядерного реактора.

Кстати говоря, на счёт завоза самого ядерного топлива- многие источники расходятся во мнениях. Но если верить публикации tass- ядерное топливо так же уже было завезено, но не использовалось. Так что радиационной опасности объект не представляет.

датский кран «Kroll» K-10000Что же было после того, как со строй площадки ушёл последний строитель? В 1998—2000 годах созданное на базе АЭС дочернее предприятие «Восточно-Крымская энергетическая компания» реализовало имущество станции на сумму 2,204 миллиона гривен. К 1 февраля 2003 года на балансе ДП «Восточно-Крымская энергетическая компания» остался только спецкорпус, блок мастерских, реакторное отделение и масло-дизельное хозяйство. Так же в сентябре 2003 года был продан выше упомянутый уникальный датский кран «Kroll» K-10000, установленный для монтажа ядерного реактора, за 310 тысяч гривен при первоначальной цене в 440 тысяч гривен. До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки осуществлялись с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.

Тут думаю стоит предложить вам несколько интересных фактов о данной АЭС:

  • Крымская АЭС была включена в Книгу рекордов Гиннеса как самая дорогая в мире атомная электростанция. Причиной является то, что в отличие от остановленных в это же время однотипных ей Татарской АЭС и Башкирской АЭС, она на момент остановки строительства имела самую высокую степень готовности к запуску.
  • Рядом была построена солнечная электростанция. Возле неё на восточной части берега Акташского водохранилища расположены также экспериментальная ветряная электростанция Южэнерго и восемь старых неработающих экспериментальных ветряков, установленных ещё в советское время. Неподалёку от неё находятся состоящая из 15 ветроагрегатов мощностью по 100 кВт и двух мощностью 600 кВт каждая Восточно-Крымская ветроэлектростанция.
  • У АЭС есть практически полный «близнец» — заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990 год. К моменту остановки строительства готовность первого энергоблока АЭС Штендаль составляла 85 %. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС — использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В 2010 году АЭС Штендаль была уже почти полностью разобрана. На территории бывшей АЭС открыта целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжёлой строительной техники завершается разбор реакторных цехов.
  • АЭС снималась во множестве фильмов, из которых самым известным стал снимавшийся там в 2007 году «Обитаемый остров» Ф. Бондарчука

И в конце отдельно стоит упомянуть о одном казалось бы не значительном, но очень символичном событии. В 2005 году реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом. предлагаю не большую цитату человека, который стал свидетелем гибели сердца реактора:

разрезка реактора АЭСХочу рассказать Вам (и показать фотографии) как мне пришлось быть свидетелем редкого зрелища, которое действительно мало кому удалось увидеть. Для человека не имеющего к атомной энергетике никакого отношения это может показаться совершенно не интересным и малозначительным событием, но для меня оно имело символический смысл.

В 2005 году я присутствовал при разрезании на металлолом атомного энергетического реактора ВВЭР - 1000 при помощи автогена, если проводить аналогию с человеком, резали сердце Крымской АЭС. Самое интересное, что многие отдыхающие, тусовщики Казантипа считают, что реактор это большое серое здание на территории Крымской АЭС или по крайней мере реактор находится в нем, к большому сожалению это всего лишь гермооболочка и обстройка реакторного отделения, а дискотека проводилась вообще в машзале (турбинном отделении), часто мне приходилось слышать выражение "дискотека на реакторе". Но мало кто догадывался, чтобы увидеть реальный корпус реактора не нужно было лесть на мостовой кран, или бродить по гермозоне, он тихо и мирно лежал на промплощадке Крымской АЭС в 300 м юго - западнее самого блока. Там возле реактора лежал и парогенератор (как его резали я не видел, это было чуть раньше).

В 2005 году меня попросил бывший инженер Крымской АЭС, который волею судьбы, остался в Щелкино, отвезти его на АЭС и забрать звездочку реактора (устройтво через которое выводятся импульсные линии к датчикам давления и приборам термоконтроля из ректора). На наших глазах реактор, который огромное предприятие Атоммаш с многотысячным персоналом, могло произвести штук шесть в год (в лучшие времена),  благополучно порезали на куски два сварщика за день и вручили нам звездочку (которая весила килограмм 60).

И так, на видео левее можете увидеть, что же из себя представляла станция на почти сегодняшний день. Но почему почти? По тому что это ещё не конец истории! У нас есть ещё третья часть публикации!

Часть 3. Что будет дальше?

На самом деле довольно сложно узнать реальное состояние объекта на сегодняшний день т.к. все статьи в интернете просто скопированы друг у друга с информацией в лучшем случае 2000-х годов. Но всё же как удалось выяснить- в феврале 2016 года было объявлено, что на месте строительства АЭС будет разбит новый индустриальный парк. Госсовет Республики Крым по имущественным и земельным отношениям дал согласие местному министерству имущества на списание с баланса недостроенной Крымской атомной электростанции «путём сноса». При этом полученные в результате демонтажа объекта стройматериалы планируется направить на строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Окончательно место для парка должны подготовить до 30 декабря 2017 года.

Не большая цитата из новости kp.ru:

- Есть план работ, - рассказал «Комсомольской правде – Крым» первый заместитель министра строительства и архитектуры республики ВладимирЛоктионов. – И сейчас проводятся мероприятия по уборке территории от нерудных материалов. Установлена весовая, объемы отгруженных материалов фиксируются.

Ну вот кажется и всё, что я хотел вам сегодня рассказать, конечно, немного печально видеть как такие по настоящему грандиозные проекты просто распиливаются на лом, сносятся или остаются в запустении притягивая только любителей заброшек. Но всё же хочется верить, что новый парк станет достойной компенсацией отсутствующей АЭС! 


Уважаемые читатели, не забывайте, что на сайте действует система уведомления об ошибках и опечатках. Если Вы нашли в тексте ошибку или опечатку- просто выделите слово мышкой и нажмите ctrl + enter. Спасибо за понимание. Все мы люди, все мы ошибаемся! :)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях?
Буду благодарен! :)


Главная страница Наш блог Факты сайта
Коровы могут спасти человечество от ВИЧКоровы могут спасти от ВИЧО пользе нетерпения в отношенияхДва проявления - повышенная терпеливость и "взрывоопасность" - работают. Ученые представили первый телефон без батареиВ США изобрели первый мобильный телефон без аккумулятораИстория изобретения аквалангаКто и когда изобрёл акваланг?Почему интеллект — не главноеВ чем сила, брат: как мыслят гении, или почему интеллект — не главное? Аномия: усталое поколение Что такое аномия? Французский социолог Эмиль Дюркгейм заинтересовался этмим вопросом. Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 Электромобили ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751Пуля остановилась в сантиметре от сонной артерииРедкий случай: пуля остановилась в сантиметре от сонной артерии мужчиныКратер Дарваза, Туркмения«Ворота в ад», ТуркменияЛЭТ аккумуляторный мусоровозЛЭТ аккумуляторный мусоровоз СССР
Котик! :)