категории

Размер шрифта

+
0
-

Ширина колонки

+
0
-
настройки
На главную
Наше расширение для Chrome Мы Вконтакте Наш Твиттер Мы в Google+ Мы на Одноклассниках Мы на Facebook
Автор: Евгений; Дата публикации: 20.06.2016; Категория: интересная история; Теги темы: мега проекты СССР, интересно знать;

Линия связи «Север»

Друзья, сегодня предлагаю продолжить разговор мега проектов СССР. Мы уже говорили о Мега танках, мега холодильниках, о РЛС, которые вмешивались в радио сигналы всей планеты... Но как оказывается- это ещё не всё! Что Вы скажете о системе, масштабы которой можно оценить только из космоса? На картинке Вы можете оценить расположение станций ТРРЛ «Север», обозначенных на карте России. Общая их протяжённость- 13 200 километров. Состояло сооружение из 46 тропосферных радиорелейных станций (ТРРС), расположенных большей частью вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов и крупнейших сибирских рек. Зачем такие масштабы, какую функцию они выполняли и что от всего этого осталось на сегодняшний день- этому как раз и посвящена данная публикация.

Часть 1. Общие сведения о ТРРЛ «Север».

ТРРЛ «Север» - линия связи, которая была возведена в СССР и обеспечивала тропосферной радиосвязью отдаленные районы северной части страны. Система связывала между собой 46 станций (ТРРС) и насчитывала 7 линий и 2 узла. Общая протяженность составляла 13,2 тысячи километров. Это позволяло обеспечить радиорелейной связью практически 60% территории государства. Особенно те районы, в которых развертывание иных видов связи было проблематичным в силу климатических условий и отдаленности.

К стати говоря, стоит заметить, что не смотря на своё военное назначение- станция так же была практически единственным средством связи для многих северных районов и обеспечивала связью в том числе гражданское население. Так же планировалось привлечь гражданское население для обслуживания этих станции, однако в связи с тяжёлыми социально-бытовыми условиями в местах дислокации станций и, как следствие, невозможности набора гражданских специалистов на большую часть станций, правительство было вынуждено привлекать военнослужащих.

Проектировка линии именно тропосферной связи не случайна, так как она обладала рядом качеств, которые делали ее использование наиболее приемлемым. Во-первых, расстояние между станциями могло доходить до 400-600 километров, и для обеспечения связи совершенно необязательна прямая видимость. Во-вторых, для построения линии не требовалась прокладка кабелей и прочих коммуникативных конструкций между станциями, что существенно упрощало развертывание тропосферной радиорелейной линии связи. В-третьих, связь являлась многоканальной (в частности, «Горизонт-М», который был разработан в 50-х годах, насчитывал 60 каналов).

Часть 2. История появления.

В 1959 году НИИР (научно-исследовательский институт радио) занималось разработкой системы связи «Горизонт». После постройки опытной линии был сделан вывод о том, что применение данной системы нецелесообразно в силу того, что требовались очень большие энергозатраты для ее обеспечения, которые себя не оправдывали. Началась разработка улучшенной системы «Горизонт-М», которая была максимально адаптирована для использования в целях обеспечения связи и была 60 канальной.

Испытания «Горизонт-М» начались в 1961 году с постройки первых опытных образцов. В разработке были задействованы: лаборатория НИИР №14 под руководством С.В. Бородича и лаборатория № 34 под началом В.П. Минашина. Первая лаборатория разрабатывала приёмные устройства, а вторая – принимающие и передающие. Кроме Минашина и Бородича был задействован ряд сотрудников лабораторий, которые трудились над оптимизацией и проектированием системы тропосферной радиорелейной связи «Горизонт-М».

После успешных испытаний в 1961 году, Управление строительства №1 Минсвязи СССР утвердило начало строительства ТРРЛ «Север». Это произошло в 1962 году. Сама система «Север» была спроектирована для обеспечения связи с Крайним Севером и теми участками страны, которые доселе не имели какого-либо связного сообщения в принципе. Управлением №1 была построена не только ТРРЛ «Север», но и другая, более известная широкой общественности ТРРЛ «Москва-Дели», а также ряд РРЛ меньших масштабов.

Самым оптимальным вариантом строительства линий системы «Север» со средним расстоянием между станциями порядка 200-300 км, были огромные антенны с зеркалами 20х20 или 30х30 метров, которые были бы максимально усиленны и имели в своем арсенале порогопонижающие системы. Рабочий диапазон составлял 700-1000 МГц. Позже, для того, чтобы осуществлять трансляцию черно-белого телевидения, была продумана работа в диапазоне 5000 МГц.

Проектировкой ТРРЛ «Север» занялся ГСПИ РТВ – проектный институт радио и телевидения. Аппаратура для «Горизонт-М» выпускалась заводом телевизоров в городе Красноярске, а за монтаж антенн и всех сооружений ТРРЛ «Север» был поручен тресту «Радиострой».

Ввод первой линии ТРРЛ «Север» был запланирован на 1965 год, но из-за падения антенны в Салехарде, линия РРЛ-60 полностью была введена в эксплуатацию в декабре 66 года. Первым же закончили участок РРС-5 – 6, В 1965 году. Само же строительство ТРРЛ «Север» подошло к концу уже в 70х годах. Предлагаю Вам не большое историческое видео на эту тему.

Дополнение от человека, служившего там:

Тропосферная связь была очень надёжной. Даже минутное пропадание сигнала уже считалось ЧП, а за большее (3? 5? уже сейчас не помню) весь персонал станции имели так, что... мама не горюй. На такое ослабление сигнала станция была расчитана. А сезонно-погодные изменения уровня корректировались персоналом станции. Проблем позиционирования приёмных антенн не существовало. Был один случай в истории (станция "Милан"), когда расчёты были сделаны неверно, и станцию пришлось перестраивать.

Часть 3. Что осталось на сегодняшний день?

На то время это было настоящим шедевром инженерной мысли! Но увы, технологии не стоят на месте и переход к спутниковой связи по сути решил судьбу. Последний узел ТРРЛ «Север» был закрыт в 2003 году.

Постепенное закрытие станций привело к целому комплексу заброшенных строений по всей стране. И состояние их разнится. Одни целиком разграблены и растащены, что остался один фундамент, другие- приспособили под хозяйственные нужды. К примеру многие бывшие секретные расположения используются как склады. А на севере, куда не добрались руки мародёров, откуда металл выводить бессмысленно, равно как и некому приспосабливать постройки под хозяйские нужды- можно найти практически целые установки.

В конце хочется добавить, что по принципу работы установка очень похода на проект "Русский Дятел", о котором я упоминал в начале публикации. Если Вы ещё не читали этой публикации- настоятельно рекомендую к прочтению. Проект до середины 1980-х годов так же был совершенно секретным и позволял отслеживать высоколетящие цели на дистанции от 900 до 3000 километров в приполярной области.

Так же предлагаю Вам не большой новостной репортаж на сегодняшнюю тему. В репортаже рассказывается о том, что же сегодня можно найти на местах бывших секретных частей, а так же комментарий служивших там солдат.

 

Вот и всё, что я хотел бы Вам рассказать на сегодняшний день. Если Вам понравилось- не забудьте поделиться публикацией с друзьями, а так же оставить своё мнение в комментариях! :)


Уважаемые читатели, не забывайте, что на сайте действует система уведомления об ошибках и опечатках. Если Вы нашли в тексте ошибку или опечатку- просто выделите слово мышкой и нажмите ctrl + enter. Спасибо за понимание. Все мы люди, все мы ошибаемся! :)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях?
Буду благодарен! :)


Главная страница Наш блог Факты сайта
Коровы могут спасти человечество от ВИЧКоровы могут спасти от ВИЧО пользе нетерпения в отношенияхДва проявления - повышенная терпеливость и "взрывоопасность" - работают. Ученые представили первый телефон без батареиВ США изобрели первый мобильный телефон без аккумулятораИстория изобретения аквалангаКто и когда изобрёл акваланг?Почему интеллект — не главноеВ чем сила, брат: как мыслят гении, или почему интеллект — не главное? Аномия: усталое поколение Что такое аномия? Французский социолог Эмиль Дюркгейм заинтересовался этмим вопросом. Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 Электромобили ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751Пуля остановилась в сантиметре от сонной артерииРедкий случай: пуля остановилась в сантиметре от сонной артерии мужчиныКратер Дарваза, Туркмения«Ворота в ад», ТуркменияЛЭТ аккумуляторный мусоровозЛЭТ аккумуляторный мусоровоз СССР
Котик! :)