категории

Размер шрифта

+
0
-

Ширина колонки

+
0
-
настройки
На главную
Наше расширение для Chrome Мы Вконтакте Наш Твиттер Мы в Google+ Мы на Одноклассниках Мы на Facebook
Автор: Евгений; Дата публикации: 12.04.2015; Категория: Новости;

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

Христос воскресе, друзья! В первую очередь хочется поздравить всех Вас со светлым праздником пасхи и прочесть одну неплановую публикацию как раз о священнике, который увлекается космонавтикой. Честно говоря я просто случайно наткнулся на данную публикацию, на одном из новостных сайтов и подумал, что было бы не плохо предложить Вам её прочесть, как раз для праздника.

И так, среда, 6 часов вечера. Кафедральный собор на Немиге (Минск) полон людей. Отец Александр читает псалмы, крестится, собравшиеся вторят ему. А уже через день у него лекция по методологии науки в педагогическом университете

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики
Лекция

Пятница, 12 часов дня. Мы встречаемся с Александром Альбертовичем возле входа в один из корпусов БГПУ. Ризы священника он сменил на строгий черный костюм с темным галстуком. Священнослужителя в нем выдает, пожалуй, лишь запах ладана, который сопровождает меня до аудитории-планетария, да необычные запонки-кресты.

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

В аудитории с потолком-куполом Александр проводит лекции по астрономии. В эту пятницу студентов не очень много – многие отпросились у преподавателя заранее, чтобы уехать к родным отмечать Пасху.
До начала лекции к преподавателю подходит девушка – она тоже отпрашивается, чтобы уйти с лекции пораньше. "Нас скоро покинет покой", – шутит Александр (Ирина - так зовут студентку, в переводе с древнегреческого - мир, покой).

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

Горячая тема у студентов выпускного курса – распределение, которое состоится в ближайший вторник. Одна девушка жалуется, что ее хотят отправить за 60 км от дома. На что Александр Альбертович рассказывает, как его чуть не отправили в Самарканд, и шутит, что распределение схоже с неопределенностью Гейзенберга из квантовой механики: "Мы можем определить скорость движения на работу, но ее координаты пока не определены".

Название занятия скучнейшее - методология науки. Однако каждый пункт Александр объясняет доступным языком, периодически вступая в разговор с аудиторией. У него много примеров и сравнений, которые превращают лекцию в интересный рассказ. Мгновенно чувствуется, что преподаватель разносторонне образован и начитан.

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

Отпросившаяся студентка уходит, я иду вслед за ней – не терпится узнать о ее преподавателе из первых уст.
"Да, мы все знаем о второй половине жизни Александра Альбертовича, хотя он никогда и не говорит об этом, - рассказывает Ирина. – Эта лекция скучновата, но видели бы его занятия по астрономии. Он выводит под купол изображения звезд и так интересно о них рассказывает. И никогда не говорит по бумажке. Добрый ли он? Можно сказать, да – он никогда не кричит и не оскорбляет, но при этом спрашивает строго".

"Не нужно путать небеса и небо"

Лекция подошла к концу, и я беседую с Александром Альбертовичем о том, как ему удается профессионально совмещать две, на первый взгляд, противоположности – астрономию и религию. Тема актуальна как никогда - в этом году Пасха выпадает на День космонавтики.

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

- Я считаю, что это вовсе не конфликтующие понятия. Если мы вспомним историю, то окажется, что все известнейшие и неизвестные ученые даже в Советском Союзе были религиозными людьми. Вспомните Древний мир – Платон, Пифагор – их труды имели равное значение как для развития науки, так и для религии.
Если возьмем Средние века, то здесь то же самое. Николай Кузанский был кардиналом, Николай Коперник – священнослужитель, Галилео Галилей был светским человеком, но верующим, о чем он неоднократно писал, Фрэнсис Бэкон тоже был религиозен, Исаак Ньютон даже в предисловиях к своим работам писал, что это язык описания божественного устройства. То есть не было никакого разделения религии и науки.
Поэтому человек, который понимает суть научного познания и суть религии, живет гармонично. Нет конфликта, потому что разные объекты познания – ведь физика же Бога не изучает, а богословие не изучает физический мир.

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

- На небе - звезды, или на небе – Бог?
- Это очень примитивно-народное представление, которое выходит за рамки серьезного изучения религии. Если мы будем спрашивать у неграмотных людей какие-то научные вопросы, то получим примерно такого же уровня ответы. Ведь речь идет не о физическом, а духовном небе. Богословие говорит, что Бог вне времени, вне пространства, вне мира. Он абсолют.
Это понятие (абсолют) разрабатывалось еще со времен Платона. Другое дело, что мы еще не все можем понять, причем не только тогда, когда речь идет о Боге – например, в квантовой механике нам еще не все известно.
Поэтому представление о том, что Бог – в небе, на облачке – это крайне примитивное представление. Точно так же, как и ад с чертями под землей. К примеру, у древних евреев ад – это небытие, это не под землей. Это принцип абстрактный, философский.
Все это пошло еще с греческой языческой религии. Греческие боги жили на горе Олимп, а царство Аида было под землей. Видимо, из этой языческой религии в народное сознание и пришли такие образы. А ведь христианское богословие совершенно не оперирует такими понятиями.
А вообще нужно разделять понятия "небо" и "небеса". К примеру, в английском языке для них даже совершенно разные слова – sky и heaven. В книге Бытия сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю". Но ведь здесь имеется в виду, что небо – это мир ангельский, духовный, а земля – физический мир, наша Вселенная. Далее там описывается хаотическое состояние Вселенной, а появление "физического" неба мы видим намного позже – "когда светила на небе засияли" и прочее, и прочее.

Никогда церковь не считала, что Земля – плоская

- Я иногда с удивлением читаю о том, что церковь в Средние века якобы считала, что Земля – плоская. Но такого никогда не было! Ведь богословие, с одной стороны, развивалось в соответствии со Священным писанием, а с другой стороны – с развитием античной науки. Виднейшие богословы первой церкви были образованнейшие люди того времени – это и Августин Блаженный, и Иоанн Богослов. Во втором-третьем веках нашей эры они уже прекрасно знали, что Земля имеет форму шара.
- Но ведь были же сожжения на кострах тех, кто не соглашался с мнением церкви по устройству мира?
- Были, но ведь в тех случаях речь идет о совсем других явлениях и процессах. Когда мы говорим о конфликте науки и религии в Новое время, то мы забываем, что по обе стороны конфликта стояли представители церкви. Здесь речь идет о конфликте двух мировоззренческих парадигм – античной науки и зарождающейся ново-европейской науки. Ученые того времени опирались на Аристотеля и его представлении о науке. Но Аристотель же не христианин, он жил в 4-м веке до нашей эры. Поэтому его систему нельзя называть христианской.
Когда в Средние века формировалась образованность европейская, то университеты и представители науки, как богословской, так и светской, использовали существующие научные произведения. Но была и античная мудрость – Аристотель, Птолемей.

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

Античные мыслители представляли себе познание как постижение высших принципов и идей. Исследовать материю Аристотель и Платон считали низменным занятием, которое вряд ли приблизит нас к постижению высших идей. В новой европейской науке появляется совершенно новый подход. Галилей и его предшественники говорят о необходимости исследования материи, движения тел.
И вот здесь столкнулись две парадигмы. А из-за того, что в Средние века образованием и наукой занималась практически только церковь – к примеру, она организовывала университеты и финансировала их, то понятно, что вся эта дискуссия велась внутри нее.

"И все-таки она вертится" - выдумка

Католический кардинал Николай Кузанский еще за 100 лет до Джордано Бруно писал, что нет у Вселенной центра, и существуют, скорее всего, некие другие миры. Его космологическая концепция схожа с современным представлением об устройстве Вселенной. И заметьте – его никто не наказывал, не порицал, его труды печатались без какой-либо цензуры.
А потом появляется Джордано Бруно – "маг Ренессанса". Он ведь занимался исключительно "магией", у него нет ни одного научного сочинения. И он завязывает свое учение на религии солнцепоклонничества, пытаясь возродить египетскую религию, и все вокруг этого выстраивает. То есть он говорит, что в центре Солнечной системы именно Солнце, так как оно – бог, и должно быть в центре мироздания. Неужели эти высказывания можно считать научными?

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

А поэтому, выступая с критикой основ католической веры и опираясь на магическое мировоззрение, он был схвачен инквизицией. Но судили его не за научные взгляды, а за откровенную ересь и "магию".
Мало кто знает, что процесс над Бруно длился 10 лет, это очень долго. Тогда очень долго разбирались, увещевали, пытались понять – это не наспех схватили и казнили. Если мы посмотрим протоколы инквизиции, то там позиция Джордано Бруно о множественности миров под 83-м номером стоит. То есть было 82 более важных вопроса. Не был он казнен за то, о чем писали, в том числе религиозные деятели, еще за 200 лет до него.

С процессом Галилео Галилея все сложнее. Он был осужден за научные свои представления. Галилей проповедовал учение Коперника ("Об обращении небесных сфер"), которое в течение 70 лет вполне свободно распространялось и обсуждалось, но затем было запрещено из-за Джордано Бруно, который увязал гелиоцентрический труд со своей магической теорией.
И католическая церковь в условиях реформации и мировоззренческих битв просила Галилея выступать осторожно. С ним был заключен договор о том, что он не будет публиковать свои труды без духовной цензуры. Однако Галилей все-таки нарушил соглашение, что и вызвало недовольство церкви. Впрочем, на процессе он отказался от своих взглядов, и наказание для него было очень мягким – домашний арест и ежедневное чтение 50-го псалма.

После процесса Галилей продолжал заниматься научной деятельностью. Основные его труды по механики были написаны и опубликованы уже после процесса.
К счастью, спустя какое-то время церковь осознала, что в процессе с Галилеем она допустила ошибку, заставляя его отвлечься от учения Коперника.
Да и что касается его слов "И все-таки она вертится" - то это выдумка еще из 19-го века. Никак он их не мог сказать на процессе – это нонсенс. Как не раскаявшийся еретик он бы получил гораздо более жесткое наказание.

Так что это не была борьба невежества с образованием – это была борьба двух научных взглядов, двух сторон внутри самой церкви.

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики
Жизнь без религии не имеет смысла?

- Бывает ли так, что прихожанам вы объясняете какие-то вещи с точки зрения науки, а здесь, в аудитории, с точки зрения религии?
- Очень часто. Вспомните хотя бы сегодняшнюю лекцию – я упомянул образ из молитвы "Отче наш" - "хлеб наш насущный".
Вопросы смысла жизни и прихожанами затрагиваются. Прихожане ведь тоже размышляют об устройстве Вселенной и о том, в каком мире мы живем. К тому же богословские вопросы постоянно апеллируют к естествознанию.
Мы не можем разделить наш мир, мы хотим познать его полностью, мы стремимся к гармонии. И поэтому нам помогают различные физические образы и сравнения в богословии. И наоборот – из богословия различные образы используются в повседневной жизни, в том числе при постижении науки.

Священник-астроном о Пасхе в День космонавтики

Ведь если человек начнет искать смысл жизни только лишь на основе естествознания, жизнь ему покажется бессмысленной. Он не поймет, зачем он в этом мире в это время, в этой огромной Вселенной в этом локальном участке – на планете Земля. И тут на помощь приходит религия.
- Как бы вы подытожили нашу беседу?
- Хотелось бы пожелать, чтобы эти очень сложные вопросы, которые касаются человеческого бытия, места человека в физическом мире и его взаимоотношений с Богом мы старались рассматривать компетентно. Очень много несуразностей получается из-за того, что кто-то чего-то не понимает, не знает.
Например, ученый, который занимается естествознанием, не имея богословских знаний, начинает высказываться о церкви, а священнослужитель высказывается о науке, не постигнув сути этой науки и ее последних достижений, что тоже может привести к каким-то недоразумениям.
Естественные науки и религия тесно переплетаются. Они не мешают, а дополняют друг друга, помогают понять мир и место человека в этом мире. Как говорил Галилео Галилей, "священное писание учит нас не тому, как устроено небо, а как попасть на небеса".

Первоисточник публикации


Уважаемые читатели, не забывайте, что на сайте действует система уведомления об ошибках и опечатках. Если Вы нашли в тексте ошибку или опечатку- просто выделите слово мышкой и нажмите ctrl + enter. Спасибо за понимание. Все мы люди, все мы ошибаемся! :)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях?
Буду благодарен! :)


Главная страница Наш блог Факты сайта
Коровы могут спасти человечество от ВИЧКоровы могут спасти от ВИЧО пользе нетерпения в отношенияхДва проявления - повышенная терпеливость и "взрывоопасность" - работают. Ученые представили первый телефон без батареиВ США изобрели первый мобильный телефон без аккумулятораИстория изобретения аквалангаКто и когда изобрёл акваланг?Почему интеллект — не главноеВ чем сила, брат: как мыслят гении, или почему интеллект — не главное? Аномия: усталое поколение Что такое аномия? Французский социолог Эмиль Дюркгейм заинтересовался этмим вопросом. Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 Электромобили ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751Пуля остановилась в сантиметре от сонной артерииРедкий случай: пуля остановилась в сантиметре от сонной артерии мужчиныКратер Дарваза, Туркмения«Ворота в ад», ТуркменияЛЭТ аккумуляторный мусоровозЛЭТ аккумуляторный мусоровоз СССР
Котик! :)