категории

Размер шрифта

+
0
-

Ширина колонки

+
0
-
настройки
На главную
Наше расширение для Chrome Мы Вконтакте Наш Твиттер Мы в Google+ Мы на Одноклассниках Мы на Facebook
Автор: Евгений; Дата публикации: 24.11.2014; Категория: интересная история; Теги темы: военная техника, танк, мега проекты СССР;

Танки атомной эры. первый атомный реактор на колёсах.

Сегодняшние технологии позволяют считать атомную энергетику чем то само собой разумеющимся. Но даже сегодня никто не пытается впихнуть атомный реактор во что-нибудь по размеру меньше крейсера. Но на заре атомной эры – в 50-е годы – многие были уверены, что скоро ядерный реактор станет настолько компактным, что легко уместится под капотом автомобиля. Военные же не хотели ждать, пока наступит это время, сверхоружие им нужно было прямо сейчас.
Танки атомной эры. первый атомный реактор на колёсах.

Впервые же таковая идея была рассмотрена на научной конференции Question Mark, где обсуждались перспективные направления науки и техники, где на третьей по счету такой конференции в 1954 г. уже был представлен первый проект атомного танка. Машина получила название TV1 (Track Vehicle 1). Броня сего детища составляла 350 мм! Ни одна танковая пушка мира на тот момент не смогла бы ее пробить! Это и логично, ведь внутри ядерный реактор как никак! :) На первый взгляд Весить детище должно было немало с такой бронёй, однако вес по проекту был на уровне 70 тонн. Что не так то и много, к примеру немецкая самоходка Ягдтигр весила 75,2 тонны и вполне себе ездила. Однако уже на стадии проекта выяснилось, что танк будет опаснее для своих солдат, чем для бойцов противника, до которых еще надо будет доехать.

Дело в том, что в боевую машину ученые предлагали поставить реактор с открытым газовым контуром теплоносителя. Говоря понятным языком, процесс охлаждения реактора происходил за счет притока свежего воздуха, прогоняемого рядом с реактором. Одной загрузки ядерного топлива должно было хватить на 500 часов работы, за это время танк мог заразить несколько сотен тысяч кубометров воздуха.

Естественно, все живое вокруг танка получало сильнейшую дозу радиации. В итоге, выехав с компанией своих пехотинцев, до окопов противника этот ползущий "Чернобыль" добрался бы в гордом одиночестве.

Но великие умы на этом не останавливались. На следующих конференциях предлагались другие разработки вроди R32, где реактор танка был существенно доработан и модернизирован, благодаря чему одной закладки ядерного топлива хватало на 4 тыс. км. Хотя машина "фонила" не так сильно, как предыдущая, экипаж не мог долго находиться внутри. Для эксплуатации танка требовалось несколько экипажей и отдельная инфраструктура. Это делало его применение чрезвычайно дорогим...

Но всё же спустя несколько безуспешных попыток- получился проект, который в какой то мере можно считать успешным. При ее создании инженеры концерна пошли на нарушение всех возможных устоев танкостроения, разместив МТО, весь экипаж и боезапасы прямо в башне.

Танки атомной эры. первый атомный реактор на колёсах.

Танк получился довольно удачным. Герметичность нижней части позволяла максимально защитить танк от утечек радиации, крупногабаритная башня обтекаемо-граненой формы была намного длиннее шасси, и проект TV-8 корпорации "Крайслер" предполагал, что танк сможет плавать за счет ее водоизмещения... Однако общее число технических рисков, а также высокая вероятность превращения танка в миниатюрную атомную бомбу при попадании в реактор или взрыве боезапаса, стали причинами закрытия проекта.
Танки атомной эры. первый атомный реактор на колёсах. Но всё же советским инженерам удалось воплотить в жизнь проект. Сделать таковую технику не только в виде чертежей, а ещё и в виде действующей установки! И кстати говоря, сделать это удалось только советским инженерам! :) Они смогли построить первый атомный реактор и поставить его на колёса!

Передвижная атомная электростанция под названием "Объект 27" или ТЭС-3 была построена на базе тяжелого танка Т-10. Всего были изготовлены две такие АЭС. Реакторная машина оборудовалась специальной биологической защитой, которая позволяла производить монтажные и демонтажные работы уже спустя пару часов после остановки реактора. Кроме того, она позволяла транспортировать реактор с частично или полностью выгоревшей активной зоной. Это детище в отличии от его "предшественников" уже в полной мере можно было называть первым первым атомным реактором!

Вообще установка состояла из четырёх самоходных гусеничных шасси. Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, установленного на двух самоходах составляла 8,8 МВт (электрическая, с генераторов — 1,5 МВт). А на двух других самоходных установках располагались турбины, генератор и остальное оборудование. Кстати стоит заметить, что помимо использования гусеничного шасси, также имелась возможность транспортировки электростанции на ж/д платформах.

Но давайте обо всём по порядку... В августе 1960 года собранную ПАЭС доставили в Обнинск, на испытательную площадку Физико-энергетического института. Меньше чем через год, 7 июня 1961 года, реактор достиг критичности, а 13 октября состоялся энергетический пуск станции.

Испытания продолжались до 1965 года, когда реактор отработал свою первую кампанию. Однако на этом история советской мобильной АЭС фактически закончилась. Дело в том, что параллельно знаменитый обнинский институт разрабатывал еще один проект в области малой атомной энергетики. Им стала плавучая АЭС «Север» с аналогичным реактором. Как и ТЭС-3, «Север» так же проектировался преимущественно для нужд энергообеспечения военных объектов. И вот в начале 1967 года Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции. Заодно были остановлены работы и по наземной мобильной энергоустановке: ПАЭС была переведена в стояночный режим. В конце 1960-х появилась надежда на то, что детищу обнинских ученых все-таки найдется практическое применение. Предполагалось, что атомная станция могла бы использоваться в нефтедобыче в тех случаях, когда в нефтеносные слои требуется закачать большое количество горячей воды, чтобы поднять ископаемое сырье ближе к поверхности. Рассматривали, к примеру, возможность такого использования ПАЭС на скважинах в районе города Грозного. Но даже послужить кипятильником для нужд чеченских нефтяников станции не удалось. Хозяйственная эксплуатация ТЭС-3 была признана нецелесообразной, и в 1969 году энергоустановку пол-ностью законсервировали. Навсегда.


Уважаемые читатели, не забывайте, что на сайте действует система уведомления об ошибках и опечатках. Если Вы нашли в тексте ошибку или опечатку- просто выделите слово мышкой и нажмите ctrl + enter. Спасибо за понимание. Все мы люди, все мы ошибаемся! :)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях?
Буду благодарен! :)


Главная страница Наш блог Факты сайта
Коровы могут спасти человечество от ВИЧКоровы могут спасти от ВИЧО пользе нетерпения в отношенияхДва проявления - повышенная терпеливость и "взрывоопасность" - работают. Ученые представили первый телефон без батареиВ США изобрели первый мобильный телефон без аккумулятораИстория изобретения аквалангаКто и когда изобрёл акваланг?Почему интеллект — не главноеВ чем сила, брат: как мыслят гении, или почему интеллект — не главное? Аномия: усталое поколение Что такое аномия? Французский социолог Эмиль Дюркгейм заинтересовался этмим вопросом. Электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 Электромобили ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751Пуля остановилась в сантиметре от сонной артерииРедкий случай: пуля остановилась в сантиметре от сонной артерии мужчиныКратер Дарваза, Туркмения«Ворота в ад», ТуркменияЛЭТ аккумуляторный мусоровозЛЭТ аккумуляторный мусоровоз СССР
Котик! :)